Чтобы узнать, какой слой краски нанесен на ту или иную поверхность, можно воспользоваться специальным аппаратом. Что он собой представляет, как его выбрать и правильно использовать? Обо всем этом мы и хотим вам рассказать в представленной статье.
Зачем проверять толщину краски?
Чаще всего потребность измерять толщину краски возникает у автолюбителей, так как подобным образом можно выявить проблемные участки кузова, которые перекрашивались или даже шпатлевались. Кроме того, толщиномеры часто применяются в строительстве – с их помощью можно контролировать покрытие ответственных конструкций, таких как фермы металлических мостов, высотные краны и т.д.
Иногда применение такому прибору находится и в быту. К примеру, он может быть полезен, когда нужно узнать, насколько толстый слой краски на какой-либо поверхности, чтобы принять решение о ее удалении или обновлении. Также толщиномер можно использовать, чтоб проверить качество покраски. Если перепад толщины не превышает несколько десятков процентов, значит, поверхность окрашена качественно. Если же толщина различается больше чем на 20-30 %, о качестве малярных работ говорить не приходится.
Имейте в виду, что у большинства моделей толщиномеров область применения весьма ограничена. Поэтому прежде чем приобретать устройство, необходимо решить, для каких целей вы будете его использовать, и, конечно, ознакомиться со всеми разновидностями приборов, что мы далее и сделаем.
Что нужно знать о видах и особенностях аппаратов?
В зависимости от принципа, по которому определяется толщина, аппараты делятся на несколько видов:
- вихретоковые;
- магнитноотрывные;
- индукционные;
- ультразвуковые.
Вихретоковые устройства являются наиболее распространенными, в частности они пользуются популярностью среди автолюбителей. Принцип их действия основан на возбуждении вихревых токов на окрашенной поверхности и последующем измерении интенсивности этих токов. Так как лакокрасочное покрытие является диэлектриком, оно уменьшает интенсивность тока, образуемого на поверхности. Соответственно, чем меньше интенсивность тока, тем толще лакокрасочное покрытие.
Как несложно догадаться, эти устройства могут определять толщину краски исключительно на токопроводящих поверхностях (металлических, графитовых и пр.). Однако не имеет значения, какой металл окрашен – цветной или черный. Правда, чаще всего вихретоковым способом определяется толщина краски на цветных металлах. Максимальная толщина краски, которую могут корректно определить эти устройства, составляет 1-1,5 мм.
Не менее распространенными являются магнитноотрывные приборы. Они создают магнитное поле и измеряют его напряжение, т.е. силу, которую нужно приложить, чтобы оторвать магнит от окрашенной поверхности. Чем меньше эта сила, тем, соответственно, толще лакокрасочное покрытие, которое служит диамагнетиком. Минусов у этих устройств несколько:
- ограниченная область применения – можно применять только на магнитящихся поверхностях;
- максимальная толщина краски, которую могут определить такие устройства, не превышает 2 мм;
- погрешность достигает 10 %.
Надо сказать, что, несмотря на достаточно большую погрешность, для измерения толщины краски, к примеру, на кузове автомобиля магнитноотрывного прибора вполне достаточно. Однако если вам нужны более точные показатели, лучше приобрести индукционный тип, принцип работы которого основываются на эффекте Холла. По разности потенциалов он измеряет плотность магнитного поля и таким образом определяет толщину диамагнетика. Подобные приборы имеют наиболее высокую точность – погрешность составляет всего 2-3 %. Единственный их недостаток заключается в том, что стоят они несколько дороже, чем магнитноотрывные аналоги.
Надо сказать, что современные толщиномеры обычно могут работать по двум принципам – вихретоковому и магнитноотрывному или индукционному. Причем переключение происходит автоматически, в зависимости от типа поверхности. Но это касается только устройств, которые предназначены для замера толщины краски на металлических поверхностях.
Существуют также устройства, которые могут предоставить информацию о толщине ЛКП и на любых других основаниях, таких как дерево, пластик, стекло или, к примеру, бетон. Такие приборы называются ультразвуковыми. Как несложно догадаться, они издают ультразвуковые волны, которые проходят через краску, после чего отражаются и возвращаются на прибор. Прибор же фиксирует время, которое было потрачено на распространение в обе стороны, и по нему высчитывает толщину краски. Другими словами, они работают так же, как эхолот.
Помимо универсальности, важным достоинством ультразвуковых моделей является то, что издаваемые ими волны могут проникать на большую глубину, в результате чего эти приборы определяют толщину покрытия даже в несколько сантиметров. Из минусов же можно выделить очень высокую стоимость – обычно это несколько десятков тысяч рублей. Конечно, есть более дешевые приборы, но они имеют большую погрешность, и поэтому для определения толщины краски, где важны микроны, не годятся.
Надо сказать, что ультразвуковые приборы автомобилисты практически не используют, так как в них просто нет необходимости, в хозяйстве же им тоже вряд ли найдется применение. Поэтому в большинстве случаев достаточно комбинированного электромагнитного устройства.
Краткий обзор – как не прогадать с выбором?
Чтобы помочь вам выбрать устройство, вкратце рассмотрим некоторые наиболее распространенные на отечественном рынке модели. Итак, еще недавно самым популярным был прибор ET 11P, который разработан специально для стран СНГ и может работать при температуре от -25 до 50 градусов. Как и другие толщиномеры, он имеет дисплей, причем интерфейс полностью русифицирован. Благодаря комбинации двух технологий, может работать на черных и на цветных металлах. Погрешность прибора составляет /- 10 %, что является нормой для аппаратов такого класса. В целом, ET 11P – это надежный и простой в обращении аппарат, который не имеет ничего лишнего. Достоинством этой «рабочей лошадки» является относительно невысокая стоимость – около 7000 рублей.
Не стоит приобретать самые дешевые китайские модели, так как они обычно недолговечны и, как показывает практика, работают с большими погрешностями.
В 2017 году появилось более интересное решение – ETARI ЕТ-555. Эта модель работает по тому же принципу, что и ET 11P, но позволяет измерять покрытие толщиной до 2 мм. Еще одно достоинство устройства – это функция автокалибровки. Вышеописанный прибор перед использованием необходимо калибровать вручную. Кроме того, у ЕТ-555 имеются две дополнительные функции, которые не имеют отношения к измерению толщины краски, но могут быть полезными в быту:
- фонарик;
- ультрафиолетовая лампа, которую можно использовать для проверки денег на подлинность и других некоторых целей.
Цена ETARI ЕТ-555 в 2017 году составляет около 8000 рублей. Погрешность прибора находится в пределах /- 10 %.
Для тех, кого цена несильно волнует, ETARI предлагает более дорогую модель – ET-600. Она обладает сразу несколькими достоинствами:
- имеет большой яркий дисплей;
- запоминает показания последних 20 замеров;
- погрешность составляет всего 3 %.
Также у ET-600 имеется функция автокалибровки. Стоимость этой модели составляет 8500–9000 рублей.
Для профессионального или полупрофессионального использования неплохим вариантом будет модель DT-156. Она способна измерять лакокрасочное покрытие толщиной до 1250 мкм, точность измерения составляет /- 1 мкм. Эта модель будет полезна, прежде всего, автомобилистам, так как позволяет настраивать уровни тревоги, т.е. прибор может сигнализировать, когда толщина лакокрасочного покрытия превышает допустимую норму. Другими особенностями является наличие USB интерфейса и памяти, позволяющей запоминать результаты 320 замеров. Цена этого аппарата составляет 9500 рублей.
Несколько слов об использовании – получаем точный результат
Напоследок рассмотрим, как пользоваться устройством. Если толщиномер не обладает функцией автокалибровки, то его необходимо откалибровать. Для этих целей в комплекте с устройством имеются две пластины – из черного и цветного металла. Чтобы произвести калибровку, нужно включить прибор и затем снять замер с пластины. Если на дисплее появятся какие-либо показания свыше нуля, нужно нажать кнопку «0», так как на пластине отсутствует покрытие, т.е. толщина краски нулевая. Затем на пластину нужно положить пленку из комплекта толщиномера и еще раз снять показания. Если показания отличаются от тех, которые указаны на пленке, необходимо нажать кнопку «К» и изменить значения стрелками вниз/вверх до указанных на пластине.
Что касается съема показаний, то процедура выполняется предельно просто – прибор нужно придавить датчиком к окрашенной поверхности и нажать на курок. Спустя несколько секунд на дисплее появится результат в микронах. Надо сказать, что снимать показания можно не только точечно, но и методом сканирования. В этом случае нужно нажать на курок и плавно перемещать прибор по окрашенной поверхности. При этом показания на дисплее будут меняться с изменением толщины краски. Прибор вначале надо включать и только после этого прикладывать к окрашенной поверхности. Если сделать наоборот – собьются заводские настройки. 1000 микрон соответствуют 1 мм. Обычно толщина заводской краски автомобилей, в зависимости от производителя, составляет 60-180 микрон. Более толстое покрытие свидетельствует о покраске.
Как вы видите, использование толщиномера сложностей вызвать не может. Единственное, нужно правильно подобрать устройство, чтобы оно соответствовало вашим требованиям, и придерживаться изложенных выше рекомендаций.