Сейчас создано немало типов гаражных ворот, отличающихся удобством и надежностью. Максимально эргономичными и комфортными в применении среди имеющихся вариантов считаются традиционные подъемные (откидные) конструкции, которые при открытии эффектно уходят под потолок.
Виды подъемных сооружений – какие можно сделать самому?
Подъемные ворота в гараж чаще всего изготавливаются в двух основных вариантах. Они могут быть секционными или поворотными. Ворота первого типа представляют собой конструкции, собранные из нескольких пластиковых, деревянных либо стальных панелей высотой до полуметра. Соединение отдельных элементов в общее сооружение осуществляется посредством шарнирных петель. Подвижные детали (муфты, ролики) делают из пластмассы или металла. А вот направляющие для ворот всегда изготавливаются из нержавейки. Изнутри подъемно-поворотные конструкции утепляют пенополиуретаном. Это обеспечивает качественную теплоизоляцию гаража.
Поворотные ворота для гаража характеризуются достойными прочностными характеристиками, простотой и безопасностью эксплуатации. Недостаток этих конструкций состоит в том, что сделать их своими руками практически нереально. Если вы планируете оснастить автодом такими воротами, придется приобретать их в виде комплекта элементов в специализированном магазине. Монтаж заводского набора при этом можно произвести самостоятельно, ориентируясь на инструкцию производителя.
Подъемно-поворотные ворота можно сделать самому. Их конструкция, о которой мы подробно расскажем в следующем разделе, проста и долговечна. Ключевое преимущество таких складных систем – высокий уровень защиты гаража. Их невозможно взломать без шума. Кроме того, поворотные сооружения обеспечивают по-настоящему удобный выезд. Также они не занимают перед гаражом лишнего пространства, что очень важно для многих автомобилистов.
Недостатки поворотных систем:
- «съедают» около 25 см высоты проема (только когда находятся в открытом положении);
- необходимость в использовании качественных (а значит, дорогостоящих) материалов;
- большая масса ворот.
Еще один минус поворотной конструкции – при значительном повреждении выполнить ремонт системы невозможно. Ворота придется полностью демонтировать, а затем осуществлять их повторную сборку.
Устройство и принцип функционирования откидных ворот
Конструктивно описываемые системы, которые многие владельцы гаражей изготавливают своими руками, выполняются в виде максимально прочной и надежной опорной рамы и полотна, закрывающего входной проем. Схема таких сооружений приведена ниже.
Откидные ворота теоретически можно соорудить без направляющих. Но специалисты не советуют этого делать, чтобы не снижать эксплуатационную надежность конструкции. Полотно ворот выполняется цельным. Если у вас в хозяйстве есть лишняя древесина, входной щит реально собрать из нее. Но лучше делать полотно из профилированных листов. Этот материал относительно недорогой. А полотно из него обеспечивает отличную оптимальную защиту от посторонних. Если автодом используется круглогодично, профлисты нужно утеплить пенополиуретаном.
Для облегчения подъема полотна рекомендуем применять специальные пружины-компенсаторы. В целом же перемещение воротной створки осуществляется рычагами, пружинами и роликами (так называемый шарнирно-рычажковый механизм). Привод системы может быть механическим либо электрическим. Механика считается более надежной при длительной эксплуатации. Электропривод – капризнее и дороже. Но зато он намного удобнее в применении (открытие/закрытие конструкции выполняется по команде с дистанционного пульта).
Функционируют откидные системы просто и понятно. При открытии ворот верхняя их часть отклоняется, а затем перемещается в сторону балки по подшипникам либо роликам, где и фиксируется в горизонтальном положении (параллельно потолку). Данная система не требует установки наружных петель, которые злоумышленники могут срезать болгаркой. Это обеспечивает уникальную безопасность подъемных ворот.
Кроме того, створка, закрывающая въезд в гараж, к несущей раме прилегает изнутри. Следовательно, преступникам будет намного сложнее выдернуть ворота при помощи троса, соединенного с трактором или другим мощным транспортным средством.
Первые шаги – грамотное начало работ
Самостоятельно ворота в гараж изготавливаются по строгому алгоритму. В первую очередь определитесь с типом механизма их закрытия/открытия. Мы уже говорили о шарнирно-рычажковой системе. Она признается наиболее удобной, особенно, если конструкция сооружается своими руками. Здесь главное добиться строго вертикального монтажа направляющих элементов.
В некоторых случаях (в частности при установке тяжелых и крупных по размерам ворот) такой механизм может не справиться с подъемом створки. Тогда следует обратить внимание на подъемную систему, включающую в себя груз-противовес. При ее реализации следует к нижним углам опорной рамы присоединить и надежно зафиксировать металлический трос, провести его по направлению шкива по блоку. На конец троса помещают груз. Масса последнего подбирается с учетом веса конструкции. Механизм с противовесом является трудоемким в монтаже. Поэтому, если ворота имеют стандартную массу и обычные размеры, лучше устанавливать шарнирно-рычажковую систему.
Далее разрабатывайте проект конструкции. Измерьте параметры проема автодомика для своего транспортного средства, просмотрите чертежи, имеющиеся в открытом доступе. Используйте готовые эскизы либо составьте на их базе собственный проект. Ниже мы приводим подробный чертеж, который позволит вам создать подъемные самодельные ворота для гаража с минимальными временными затратами.
Затем запаситесь металлическими штырями и прутками, прочными брусками древесины, кронштейнами, стальными уголками, жесткими пружинами, если планируется отделка конструкции – еще и декоративными элементами. Теперь можно приступать непосредственно к сборке ворот. Об этом далее.
Сборка подъемно-поворотной конструкции – воплощаем проект в жизнь
Коробка ворот собирается из двух вертикальных деревянных брусков требуемых размеров и одного поперечного элемента. Эти части соединяются между собой металлическими пластинами либо уголками (второй вариант предпочтительнее). Затем действуйте по такой инструкции для обустройства гаражного входа:
- Нижнюю часть полотна заглубите в напольное основание гаража (в бетонную стяжку) на 2 см, после чего закрепите конструкцию при помощи штырей в проеме.
- Выполните сборку рамы, произведите ее обшивку профлистом.
- Из уголка сделайте опору. В одной полке изделия просверлите три отверстия (они будут использоваться для монтажа кронштейна), в другой – одно отверстие (для крепления к стойкам).
- Используя швеллерный кронштейн, сделайте пружинную опору. Соедините стальной пластинкой пружину и кронштейн. Выгните крайние витки пружинки (у вас должны получиться своеобразные зацепы). Подсоедините к ним металлический пруток, который станет выполнять функцию контроллера натяжения.
- Сделайте шарнирный (нижний) угол. Высверлите в уголке 8,5-миллиметровое отверстие, приварите к опорной раме это изделие. Затем устанавливайте рычаг для подъема ворот. К его торцу приварите стальную пластину.
- Изготовьте рельс (соедините уголки сваркой), прикрепите его к подготовленной ранее пластине одним концом. Ко второму торцу, отступив от него где-то на 0,15 м, приварите кусок швеллера. Последний соедините болтом с брусом на потолке.
Теперь нужно установить на конструкцию резиновую окантовку. Если есть желание, дополнительно наклейте накладки-компенсаторы. Они увеличат устойчивость складной конструкции. Вам осталось лишь качественно закрепить полотно в коробке. Ворота готовы! Вы сможете пользоваться ими на протяжении 10–12 лет без необходимости проведения каких-либо ремонтных работ.