Мощение камнем дорог известно со времен Римской империи и Византии. С этого времени самым твердым покрытием проезжей части являлись плоские булыжники под названием брусчатка. Укладка брусчатки доверялась только самым опытным мастерам, так как дорожное покрытие должно быть прочным.
Производство тротуарной плитки
В основе производства тротуарной плитки лежит литье в специальные формы утяжеленного бетона с дальнейшим уплотнением на вибростолах. Изготовление тротуарных камней повышенного качества производится в специальных установках с ультразвуковым уплотнением раствора.
Застывает бетонная смесь в естественных условиях с выдержкой на воздухе. Дорожные камни могут быть сформированы любой формы, она зависит от заранее приготовленной фигурной емкости. Как правило, емкости изготовлены из специальных прочных пластмасс.
Чтобы плитка надежно лежала в дорожном полотне, необходимо ее соответствие определенным требованиям:
- быть прочной и морозоустойчивой;
- основание не должно истираться об подложку;
- верхняя часть должна быть пористой, не скользящей при увлажнении и хорошо отводила влагу с поверхности.
Для этого технология изготовления включает в себя метод двухразовой заливки разных цементных смесей по составу в одну форму. Для улучшения пластичности в цементную смесь добавляется пластификатор, а для придания необходимого цвета специальный краситель (колер).
Колер может быть любого цвета. Насыщенность достигается количеством добавленного состава в бетонную смесь. В форму для заливки первоначально укладывается смесь, которая будет лицевой и делается из более «лёгкого» бетона с крупной фракцией песка или мелкого шлака с пластификатором и добавлением колера.
После затвердевания первой части приготовленная из прочного бетона вторая часть смеси доливается в форму для окончательного формирования плиточного камня.
После заливки каждой части в форму производится его уплотнение на вибростоле с последующим затвердеванием в естественных условиях, желательно в крытом помещении. Тротуарная плитка, приготовленная по такой технологии, может укладываться на песок, этот процесс называется укладка брусчатки на бетонное основание.
Технология укладки
Весь секрет в том, что все операции выполняются вручную. Если укладка производится впервые, то лучше начинать с пешеходных дорожек, как наименее энергоемких.
Перед тем, как начинать класть брусчатку, необходимо определиться с типом и характером покрытия. Это может быть:
- пешеходные тротуары;
- зоны отдыха;
- парковка автомобилей или проезжая дорога.
От правильного определения вида эксплуатации участка будет зависеть подготовка основания под укладку. После выбирается тип основания, которое будет являться фундаментом укладки. Для обустройства пешеходных аллей, игровых зон достаточно уложить 40 мм слоя гравия и 20 см слоя песка. Под стоянку транспорта необходимо уже несколько слоев гравия с прокладкой из цементно-песчаной смеси. Для того, чтобы уложить дорожный камень под проезжую часть, необходимо бетонное основание.
Начало работы — необходимые инструменты и материалы
Для того, чтобы начать класть брусчатку своими руками, необходимы оборудование: небольшая камнерезательная машина, длинный и средний уровень, бечевка, ровное деревянное или алюминиевое правило, мастерок, остроконечный молоток, кувалда из мягкого материала (резина), жесткая щетка, штыковая и совковая лопата.
Дополнительно для планировки участка необходимо запастись оборудованием:
- садовые грабли;
- киянка с резиновым наконечником;
- ручная или электрическая трамбовка;
- металлические колья;
- шланг для подачи воды с рассеиваетелем;
- метла, просяной веник.
Для разметки территории под тротуарную плитку необходимы следующий материал:
- швеллер не менее No12;
- камень для обустройства бордюра;
- крупный и мелкий песок; портландцемент;
- щебенка фракции 20 и 40;
- брусчатка от использования, толщиной 80 или 50 мм.
Укладка садовых дорожек — основные задачи и их решение
Прежде чем приступить к укладке дорожек, необходимо произвести разметку, разбив по направлениям будущий бордюр, — колышки с натянутыми на них бечевкой. После разметки ширины и направления дорожек необходимо произвести выемку грунта. Земля выбирается глубиной из расчета от вершины дорожки на величину размера камня плюс 10 -15 см слой песка, плюс 20 — 22 см слой гравия.
Выемка грунта под основания производится с лёгким скосом на края величиной 1,5-2 см. на один метр длины. Это необходимо для стока воды к краю для исключения образования луж под дорожкой. Слой гравия здесь выступает в роли дренажа, не давая задерживаться воде.
После выемки грунта земляное основание необходимо уплотнитель виброплитой, если ее нет, то можно сделать деревянные трамбовки, прибив к небольшому бревну ручки.
Следующий шаг в работе — формирование основания. Оно засыпается тонким слоем щебня и утрамбовывается, потом повторно засыпается небольшим слоем щебня и ещё раз утрамбовывается. Последним этапом работы является засыпание слоя гравийной подушки на 20-22 см. После чего устанавливается бордюр на цементную смесь.
Некоторые практикуют устанавливать бордюрный камень на швеллер, который необходимо положить в бетонный раствор по направлению бордюра. Это даст более ровную и качественную установку бордюрного камня.
После того, как цементный раствор застынет, необходимо заполнить образовавшийся «котлован» на 10 — 15 см песком, хорошо разровняв его и уплотнив трамбовкой. Пред трамбовкой песок обильно смачивается водой.
Чтобы правильно уложить брусчатку, необходимо предварительно разложить ее по форме и цвету, согласно выбранному рисунку. Укладка начинается с середины с постепенным переходом к краям.
Между бордюром и последним камнем максимальное расстояние 1- 2 см. Расстояние между плитками от 3-5 мм. После этого плитка выравнивается легкими постукиваниями резиновой киянкой.
Для заполнения щелей между тротуарным камнем на поверхность засыпают мелкозернистый песок с последующей заделкой в пространство между камнем, распределяя песок по поверхности метлой, а затем мягким веником. Лишний песок смывается водой из шланга с душевой насадкой.
Укладка под стоянку легковых автомобилей
Укладка дорожного камня при обустройстве площадок для парковки легковых машин мало чем отличается от устройства садовых дорожек. Отличие в том, что покрытие имеет более большую площадь, поэтому необходим двойной слой щебня, между которым кладут сухую песчано-цементную смесь.
Для приготовления этой прослойки необходимо сухой песок смешать с цементом примерно в отношении 1:6 и выложить толщиной до 5 см. Для улучшения дренажа и лучшего распределения нагрузки под слой песка укладывается геотекстиль.
Укладка бордюрного камня для оборудования проезда и стоянки грузовиков
Для стоянки транспорта весом более 3 тонн необходима укладка брусчатки на бетонное основание. Толщина основания зависит от величины и веса транспорта. Максимальная допустимая нагрузка колеса на дорогу допускается до 12 тонн. Поэтому забетонированный слой основания должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать такую нагрузку. Для веса нагрузкой 10-12 т толщина бетона должна быть не менее 30 см с армированной сеткой внутри.
Перед укладкой бетона насыпается подушка из щебня 15-20 см и хорошо уплотняется. Затем укладывается слой бетона с уклонами для стока воды.
Тротуарная плитка укладывается на сухую песчано — цементную стяжку, которая формируется в соотношении 1: 6. Далее укладка плитки ничем не отличается от вышеописанной.
В заключение хочется отметить, что даже качественно уложенная плитка нуждается в последующем уходе и бережном к себе отношении. Например, нельзя счищать лед с применением инструмента, который имеет металлический наконечник. Также нельзя использовать химические реагенты или подкрашивать плитку краской.