Монолитное перекрытие в настоящее время является самым современным и надежным видом перекрытий, применяемых в любых видах строительства: при строительстве промышленных объектов и многоэтажных жилых домов, различных торговых центров и небольших частных магазинов, при строительстве сельскохозяйственных построек и в индивидуальном жилищном строительстве.
Сфера применения
По сравнению с деревянными перекрытиями у монолитного перекрытия есть серьезные преимущества — огнестойкость, долговечность, простота возведения. По сравнению со сборными железобетонными перекрытиями монолитное имеет следующие преимущества: его возводят в построечных условиях, для него не требуется строительная техника большой грузоподъемности, его можно делать в стесненных условиях.
Вместе с достоинствами монолитное железобетонное перекрытие имеет и недостатки — особенности работы в зимнее время (необходимо обеспечить защиту бетона от замерзания устройством электропрогрева или «тепляка»), трудоемкость и время изготовления (требуется установить опалубку, произвести армирование, бетонирование, кроме всего прочего, каждый из этих этапов требуется предъявить соответствующим контролирующим органам — представителю проектировщика, заказчика-застройщика), потребность в квалифицированных рабочих-строителях (арматурщики, опалубщики, монолитчики, инженерно-технические работники).
Проектные расчеты несущей конструкции
Расчёт плиты зависит от конструктивной схемы плиты — описание по контуру, описание на балки, консольная плита, ребристая плита.
В процессе расчёта определяют толщину плиты, ее армирование, марку бетона, опалубку.
Расчёт производится в соответствии с СНиП 2.01.07-85 либо вручную, либо с помощью специального программного обеспечения ArchiCad, AutoCad, Лира, NormCAD и SCAD, либо с помощью различных бесплатных программ — всяких онлайн калькуляторов и т. п.
Общий принцип расчёта следующий: сначала определяют весь спектр действующих на плиту данной конфигурации нагрузок, а затем проводят расчёт с целью определения конструктивных элементов плиты (сечение, армирование, марка бетона, места усиления) для того, чтобы она могла выдержать эти нагрузки с заданным запасом прочности.
Монтаж опалубки
Опалубка бывает нескольких видов — несъёмная, обычно применяемая в случае опирания плиты на балки, например, профнастил: в этом случае он просто раскладывается на балки (длинной стороной листа перпендикулярно балкам), затем крепится к балкам («прихватывается» сваркой) и скрепляется между собой (саморезами); съемная (инвентарная и неинвентарная (изготовленная в построечных условиях)).
Инвентарная опалубка устанавливается в соответствии с технологией производителя. Обычно сначала устанавливают стойки, на верхушку стоек ставят «вилки», в которые в свою очередь устанавливают ригеля опалубки. Затем настилают «палубу» – устанавливают инвентарные щиты опалубки.
В случае неинвентарной опалубки стойки и ригеля делают из подручных материалов (обычно из бруса, различных металлоконструкций (уголки, трубы, швеллера и т. п.), потом настилают «палубу» — из фанеры, досок и тому подобных материалов.
Армирование и обвязка
Перед армированием осуществляют приемку установленной опалубки. В установленную опалубку начинают устанавливать арматурный каркас. Обычно он состоит из нижней и верхней сеток — шаг ячейки сетки — обычно 20 см, расстояние между сетками определяется толщиной плиты, это расстояние обеспечивают либо с помощью вертикальных арматурных каркасов, либо с помощью отдельных арматурных стержней.
Соединение прутков арматуры в сетку в большинстве случаев осуществляется с помощью вязальной проволоки (использовать для этих целей сварку не рекомендуется, т.к. есть риск уменьшить рабочее сечение арматуры («прожечь» стержень), кроме того, сварка термоупрочненной арматуры приводит к ее «отпуску», т.е. к ухудшению ее характеристик).
При установке арматуры нужно обязательно обеспечить ее защитный слой, чтобы было расстояние между ней и опалубкой (как правило, 20 — 30 мм), для этого либо используют специальные инвентарные «стульчики», либо подручные средства, например, кусочки арматуры.
В зимнее время опалубка и установленная в ней арматура должны обязательно очищены от снега и наледи. Щиты инвентарной опалубки обязательно смазываются специальной смазкой, чтобы можно было их потом снять и повторно использовать.
Заливка бетона
После армирования, после его приемки производят работы по бетонированию заармированной конструкции плиты перекрытия.
Бетонирование производят вручную либо механизированно (с помощью бетононасоса). В процессе бетонирования обязательно следят за полным заполнением опалубки бетоном (наличие пустот, «незабетонированных мест» не допускается, т.к. такие места серьезно снижают прочность конструкции). После окончания бетонирования производят уплотнение смеси — механизированно (с помощью виброрейка или вибратора) или вручную («штыкование»). Обязательно осуществляют мероприятия по «уходу» за бетоном: защита от испарения влаги из него (накрытие пленкой, полив), защита от замерзания (электропрогрев, устройство тепляка). Для определения прочности бетона в процессе бетонирования заливают специальные «кубики» — кубы со стороной 10 сантиметров, которые после окончания твердения бетона сдают в лабораторию с целью определения прочности.
Заключительные действия
После завершения бетонирования следует подождать несколько дней, пока бетон не наберёт свою отпускную прочность, после набора которой можно производить снятие опалубки и осуществлять дальнейшие строительно-монтажные работы.