Скользящая стропильная опора используется при строительстве кровельной конструкции из цельного массива дерева. Она представляет собой крепежный элемент, состоящий из двух соединенных между собой пластин, которые предотвращают деформирование несущей системы скатной крыши в процессе ее усадки из-за уменьшения влажностных показателей в древесине. Это достигается за счет того, что одна из пластин имеет запас хода, который позволяет стропилам скользить в ограниченном опорой пространстве и не нарушать целостности конструкции. Такие крепления подвергаются сильным нагрузкам, поэтому они выполняются в соответствии с ГОСТом 14918-80 из очень прочной низкоуглеродной стали марки 08 ПС. Так, устройство способно с легкостью выдерживать значительные снеговые и ветровые нагрузки.
Если при монтаже стропил использовать стандартные крепления (скобы, гвозди, саморезы), то за счет вертикальных и горизонтальных нагрузок, действующих на конструкцию, произойдет деформация — провисание или выгнутость. Скользящие опоры не только помогут этого избежать, но и дадут возможность сразу после монтажа перейти к перекрытию крыши, что нельзя сделать при использовании стандартных креплений.
Разновидность опор и параметры
Крепление, в основном, имеет следующие размеры:
- высота — 9 см;
- ширина — 4 см;
- толщина — 0.2 см;
- длина хода — 6-16 см.
Опора разделятся на два основных вида:
-
- Открытый. Конструкция имеет разборной вид и состоит из направляющего, который закрепляется на стропиле и уголка, фиксирующегося к мауэрлату.
- Закрытый. Главное отличие этого вида состоит в том, что конструкция цельная, то есть не разъединяется на отдельные части. Способ крепления полностью идентичен с опорой открытого типа.
Как выбрать
Перед приобретением скользящих опор, следует учитывать следующие факторы:
- Вид изделия. Открытий и закрытый тип «скользячек» одинаково надежен. Различия состоят только в удобстве использования. Если вам проще крепить каждую часть изделия по отдельности, то можно выбрать открытый тип, а если хотите, чтобы опора имела литой вид и не разделялась на части, то вам подойдет закрытый.
- Длина свободного хода. Чем больше этот показатель, тем лучше стропила защищены от деформации, так как появляется максимальная для них подвижность.
Технология монтажа
Существует два варианта инсталляции «скользячек» под стропильные ноги. В первом случае монтаж проводиться только с одной стороны конструкции, а во втором — сразу по обе. Для надежности рекомендовано пользоваться вторым вариантом. Односторонний крепеж можно проводить только в том случае, если объект находится в регионе с не высоким уровнем ветровой и снеговой нагрузки, или для конструкций с небольшим весом.
Монтировать крепления следует после конькового сопряжения и (если необходимо) выпиливания посадочного места в опорном брусе. При этом нужно взять во внимание, что пропил не должен превышать 3/4 диаметра используемого материала для мауэрлата, так как это может привести к значительному снижению прочности.
Первым делом фиксируется неподвижная часть — уголок. В качестве основания выступает мауэрлат. К нему прикладывается одна часть опоры, а вторая должна вплотную соприкасаться со стропилой. В специально просверленные отверстия на пластине загоняются саморезы.
Второй элемент изделия (подвижный) прикручивается к стропиле под углом 90 градусов относительно первой. Крепление следует расположить параллельно ребрам так, чтобы зафиксированный ранее уголок был в ее нижней части с ходовым запасом на сдвиг. Для закрепления изделий необходимо использовать саморезы с антикоррозийным покрытием.
Альтернатива
Если по каким-либо причинам отсутствует возможность приобрести скользящие опоры для стропил, то можно воспользоваться старым методом. Для этого понадобятся гвозди, диаметр которых должен быть от 3 до 5 мм и стальная проволока. Способ монтажа прост: вбиваем один гвоздь в мауэрлат, а другой в стропилу, и для надежности загинаем. Далее обвязываем их стальной проволокой, при этом оставляем запас около 10 см. Забивая первый гвоздь в мауэрлат, следует его располагать как можно ближе к стропиле. Это придаст конструкции надежности.